1 Содержание Раздел 1 Целевой Пояснительная записка. 1.1 Цели и задачи реализации Рабочей Программы. 1.2 Принципы и подходы к реализации Рабочей Программы. 1.3 Характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста. 1.4 Характеристика особенностей детей, воспитывающихся в МКДОУ № 40 «Черемушки». 1.4.1 Характеристика индивидуальных особенностей контингента детей 4 года жизни. 1.4.2 Характеристика индивидуальных особенностей контингента детей 6 года жизни. 1.5 Планируемые результаты освоения Рабочей Программы. Раздел 2 Содержательный. 2.1 Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с другими образовательными областями. 2.2 Принципы физического развития. 2.3 Методы, средства, формы реализации физического развития. 2.4 Подвижная игра как средство и условие физического развития ребенка. 2.5 Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательной области «Физическое развитие». 2.6 Взаимодействие с семьями воспитателей. 2.7 Способы и направления поддержки детской инициативы. Раздел 3 Организационный 3.1 Материально техническое обеспечение Рабочей Программы. 3.2 Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения. 3.3 Организационные формы двигательной активности. 2 3.4 Модель двигательного режима детей 5-7 лет. 3.5 Деятельность сотрудников МКДОУ в осуществлении физкультурно – оздоровительной работы. 3.6 Система закаливающих мероприятий. 3.7 Циклограмма деятельности инструктора на 2015-2016 уч. Год. 3.8 Циклограмма праздников и досугов по физической культуре на 2015 – 2016 уч. Год. I ЦЕЛЕВОЙ Пояснительная записка 3 1.1 Цели и задачи реализации рабочей программы. Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья у подрастающего поколения актуальна, своевременна и достаточно сложна. Физическая культура является частью общечеловеческой культуры. Она охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют важнейшее значение для нормального психофизического развития ребенка, укрепления его здоровья развития двигательной сферы. Физическая культура рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма. Рабочая программа по реализации образовательной области «Физическое развитие» с детьми дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности МКДОУ № 40 «Черемушки» разработана педагогическим коллективом ДОУ. Основанием для разработки РП послужила ООП ДО МКДОУ № 40 "Черемушки". Рабочая программа по образовательной области «Физическое развитие» разработана в соответствии с ФГОС ДО и составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»: проект (авторский коллектив: Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева) – г. Москва, издательство Мозаика –Синтез, 2015 Данная программа направлена на: формирование общей культуры, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, развитие их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности; сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека; обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса; 4 обеспечение равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; формирование социокультурной среды дошкольного детства, объединяющей семью, в которой ребёнок приобретает свой главный опыт жизни и деятельности, и все институты внесемейного образования в целях разностороннего и полноценного развития детей; развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; обеспечение преемственности дошкольного и начального уровней общего образования. Рабочая программа инструктора по физической культуре разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей, разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; Приказ Мин.обр. науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»; Приказ Мин.обр. науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам ДО»; СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26; Основная общеобразовательная программа МКДОУ № 40 «Черемушки». Рабочая программа включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный и определяет содержание образовательной деятельности по приобщению к двигательной культуре детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной области «Физическое развитие». Основной целью образовательной программы МКДОУ № 40 «Черемушки» в соответствии с ФГОС ДО является: 5 Формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития ребенка Целью рабочей программы по физическому развитию является: Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и гармоничного физического развития. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: Задачи по ФГОС ДО: Укрепление физического и психического здоровья детей; Обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка независимо от места жительства; Преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; Формирование обще культуры личности; Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей. Задачи рабочей программы: Оздоровительные - направлены на: Укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма; Всестороннее физическое совершенствование функций организма; Повышение работоспособности и закаливания. Образовательные - направлены на: Формирование двигательных умений и навыков; Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации); Овладение ребенком элементарных знаний о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья. 6 Воспитательные - направлены на: Формирование интереса к занятиям физическими упражнениями и потребностью в них; Разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). 1.2. Принципы и подходы к формированию Программы. Реализация целей и задач зависит от правильного подбора принципов и подходов в воспитании и развитии детей. Рабочая программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными федеральным государственным образовательным стандартам: полноценное проживание ребенком всех этапов детства; индивидуализация дошкольного образования; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий; возрастная адекватность дошкольного образования. В основу Программы положены идеи возрастного, личностного и деятельностного подходов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста. Возрастной подход Возрастной подход к развитию психики ребенка учитывает, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста. Личностный подход Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. Деятельностный подход 7 В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования. Основными принципиальными положениями основной образовательной программы ДОУ являются: - соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости; - соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности; - обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; - учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; 1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. 2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей. 3. Уважение личности ребенка. 4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. 8 1.3. Характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Три-четыре года также является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости). от 4 до 5 лет Развивается моторика дошкольников. Так, в 4-5 лет дети умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола), руки на поясе; подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками (не менее трёх-четырёх раз подряд в удобном для ребёнка темпе). Ребёнок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными. от 5 до 6 лет Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков более порывистые, у девочек - мягкие, плавные, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени). 9 Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются: ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В этом возрасте они овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног (зрительно-моторная координация девочек более совершенна); могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны чётко метать различные предметы в цель. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия. 1.4.Характеристика особенностей развития детей, воспитывающихся в МКДОУ №40 «Чеермушки» Образовательный процесс ДОУ строится с учетом климатических особенностей региона, национально-культурных, а так же с учетом потребностей и интересов детей, родителей, педагогов, что находит свое отражение в образовательной деятельности организации, развивающей предметно – пространственной среды, жизнедеятельности воспитанников. 1.4.1. Характеристика индивидуальных особенностей контингента детей 4-го года жизни. В младшей группе всего 10 детей, девочек 2, мальчиков-8.По группам здоровья: с первой группой – 4 детей, второй – 6. Дети младшей группы вполне самостоятельны, проявляют независимость в бытовом плане: умеют одеваться, аккуратно есть, соблюдают основные правила гигиены, знакомы с правилами этикета. Они хорошо владеют в общих чертах всеми видами основных движений. У детей наблюдается потребность в двигательной импровизации, движения носят преднамеренный и произвольный характер. 10 1.4.2. Характеристика индивидуальных особенностей контингента детей 6-го года жизни. В старшей разновозрастной группе всего 14 детей, девочек 2, мальчиков-12. По группам здоровья: с первой группой – 9 детей, второй – 5. Состояние физического развития характеризуется положительными изменениями в физическом и функциональном развитии: хорошей сопротивляемостью заболеваниям, сравнительно легким непродолжительным их течениям, без осложнений; качеству засыпания и сна; аппетиту (без отрицательного отношения к отдельным видам пищи). Дети самостоятельны в выполнении необходимых бытовых процессов: выполняют гигиенические процедуры, владеют навыками самообслуживания. Дети уверенно владеют «азбукой движений», умеют самостоятельно пользоваться приобретенными действиями в различных условиях. У детей развита произвольность действий, они умеют поставить двигательную задачу, выбрать способы ее решения, соотнести последовательность действий с образцом; отразить их в словесной форме, проявить волевые усилия: выдержку, настойчивость. Отмечается значительный естественный прирост физической работоспособности и выносливости, дети становятся способными к достаточно продолжительной двигательной деятельности разной интенсивности. У детей наблюдается устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. 1.5 Планируемые результаты освоения Программы Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. 11 Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников, являются ориентирами для: Построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования; решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями. РАЗДЕЛ 2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с другими образовательными областями. Физическая культура по своему интегрирует в себе такие образовательные области как, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Развивать игровой опыт совместной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх. Развивать умение четко и лаконично давать ответ на поставленный вопрос и выражение своих эмоций, проблемных моментах и пожеланий. Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснить правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт через общение. Познавательное развитие. Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья. 12 Речевое развитие. Обогащать активный словарь на занятиях по физкультуре (команды, построения, виды движений и упражнений); развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх. Художественно-эстетическое развитие. Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкальноритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения. 2.2. Принципы физического развития Наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др.), имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания: • Принцип оздоровительной направленности, согласно которому инструктор по физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для двигательной активности детей. • Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально – нравственного и художественно – эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью. • Принцип гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить всю систему физического воспитания детей в детском саду и физкультурно – оздоровительной работы с детьми на основе личностного подхода, предоставление выбора форм, средств и методов физического развития и видов спорта, принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с детьми и детей между собой. • Принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и охранительный режим в процессе проведения занятий по физическому развитию учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности в процессе двигательной активности, реализуя принцип возрастной адекватности физических упражнений. 13 • Принципы постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности чередовании я нагрузок и отдыха, лежащие в основе методики построения физкультурных занятий. • Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно – гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Поэтому очень важным становится оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах. 2.3. Методов, средств, форм реализации Программы. Традиционно различаются три группы методов. 1. Наглядные методы, к которым относятся: - имитация (подражание); - демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений, которому следует привлекать самих воспитанников; - использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, видеофильмы и т.д.); - использование зрительных ориентиров, звуковых сигналов: первые побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более эффективному развитию воссоздающего воображения; вторые применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, чувства ритма и музыкальных способностей. 2. К словесным методам относятся название инструктором по физической культуре упражнений, описания, объяснения, комментирование хода их выполнения, указания, распоряжения, вопросы к детям, команды, беседы, рассказы, выразительное чтение стихотворений и многое другое. 3. К практическим методам можно отнести выполнение движений (совместно – распределенное, совместно – последовательное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение), повторение упражнений с изменениями и без, а также проведение их в игровой форме, в виде подвижных игр и игровых упражнений, и соревновательной форме. 14 Наряду с методами значительное внимание отводится средствам физического воспитания. К средствам физического развития и оздоровления детей относятся: Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и пр.), которые способствуют нормальной работе всех органов и систем и повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм; Естественные силы природы (солнце, воздух, вода), которые формируют положительную мотивацию детей к осуществлению двигательной активности, повышают адаптационные резервы и функциональные возможности организма, увеличивает эффект закаливания и усиливает эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка; Физические упражнения, которые обеспечивают удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, способствуют формированию двигательных умений и навыков, физических качеств, развитию способности оценивать качество выполняемых движений. Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается только при комплексном применении всех средств и методов, а также - форм организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми. Такими организованными формами работы являются: - разные виды занятий по физической культуре; - физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня; - активный отдых (физкультурный досуг, физкультурные праздники, Дни здоровья и др.); - самостоятельная двигательная деятельность детей; - занятия в семье. 2.4. Подвижная игра как средство и условие физического развития ребенка. Подвижная игра - это сознательная двигательная активность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнения заданий, связанных для всех играющих правилами. По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, по средствам которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Подвижная игра – незаменимое средство развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. 15 Подвижные игры направлены на: 1. Развитие физических возможностей: упражнение ребенка в различных движениях (беге, прыжках, перелазании, лазанье, бросании, ловле, свёртывании, и др.). 2. Развитие умственных способностей: Приобретение навыков действий в соответствии с правилами; Умение осознанно действовать в соответствии с меняющейся ситуацией; Активизация памяти, внимания, мышления, воображения. 3. Освоение нравственных норм, правил поведения, этически ценностей общества: Приобретение навыков действия в коллективе (команде), подчинение общим требованиям; Создание выполнение правил формирует волю, самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки. Оздоровительный эффект подвижных игр Большое количество движений Благотворное влияние на психическую деятельность Активизация дыхания, кровообращения, обменных процессов Классификация подвижных игр 1. По возрасту. 2. По степени подвижности ребенка: 16 Игры с малой подвижностью; Игры со средней подвижностью; Иры с большой подвижностью. 3. По видам движений: Игры с бегом; Игры с мячом (в том числе с метанием); Игры с прыжками; Игры с упражнениями на равновесие; Игры с лазаньем и ползанием. 4. По содержанию: Игры с правилами(сюжетные и не сюжетные); Спортивные игры (баскетбол, городки, футбол и т.д.) 2.5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическое развитие » Содержание психолого-педагогической работы направлено на формирование физической культуры детей дошкольного возраста, культуры здоровья, первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма; развитию равновесия, координации движения; крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму; выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) . 17 2.5.1. Основные цели и задачи Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту. 2.5.2.Младшая группа (от 3 до 4 лет) Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания. Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни. Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Физическая культура Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить 18 строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см. Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно. Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать. Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него. Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место. Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами. Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. 2.5.3. Средняя группа (от 4 до 5 лет) Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат). Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. 19 Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания. Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь». Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»). Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма. Физическая культура Формировать правильную осанку. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево). Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку. Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди). Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу. Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору. Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения. Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры. 20 Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Подвижные игры. Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д. Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку. Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к выполнению действий по сигналу. 2.5.4. Старшая группа (от 5 до 6 лет) Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»). Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие. Знакомить детей с возможностями здорового человека. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке. Физическая культура Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп. 21 Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе. Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой). Учить ориентироваться в пространстве. Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играмэстафетам. Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место. Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны. Подвижные игры. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах. Учить спортивным играм и упражнениям. 2.5.5. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Расширять представления детей о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим). Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Формировать представления об активном отдыхе. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур. Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье. Физическая культура Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. 22 Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Добиваться активного движения кисти руки при броске. Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений. Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними. Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта. Подвижные игры. Учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей. Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол) 23 6. Взаимодействие с семьями воспитанников Одним из важных принципов технологии реализации РП является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс. При этом сам педагог определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. Задача педагога - заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии ребенка. Для этого педагог знакомит родителей с особенностями образовательного процесса, своеобразием режима дня группы и образовательной программы. Вместе с тем происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями педагог показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый ребенок, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его физическое развитие. В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, поможет родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях. Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников 1. Познакомить родителей с особенностями физического развития детей дошкольного возраста. 2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице. 3. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социальноличностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах. 4. Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома. 24 5. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами физического развития ребенка. 2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы. Создание условий направленных на поддержку детской инициативности, соответствующих особенностям дошкольного возраста, предполагает: обеспечение эмоционального благополучия, через непосредственное общение с каждым ребенком, выражение чувства радости, своего отношения к ним… уважительное отношение к двигательным потребностям и интересам, к самовыражению культуры движений, к уверенности собственных возможностей… предоставление игрового пространства, времени для осуществления замыслов в сфере двигательной деятельности разной направленности… поощрения поиска вариатив6ности двигатель6ных действий, способов организации, более сложных игровых заданий, их комбинаций и т.д. в подвижных играх, спортивных играх и упражнениях… привлечение детей к составлению программы спортивных досугов и праздников, их организации и проведению… оказание поддержки и помощи в решении выбора участников совместной двигательной деятельности, проблем игровых ситуаций, принятия выполнения более сложных правил взаимодействия двигательной активности… Раздел III. Организационный 3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы МБ ДОУ оснащено материалами и оборудованием для полноценного развития детей в разных образовательных областях. Для полноценного физического развития, охраны и укрепления здоровья детей оборудованы: участок при МКДОУ со специальным 25 оборудованием - физкультурным инвентарём, в помещении – музыкальнофизкультурный зал (включающий оборудование для ходьбы, бега, прыжков, катания, бросания, лазанья, общеразвивающих упражнений), медицинский блок, физкультурные центры в группах. Перечень оборудования представлен в Приложении в РП. 3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания Программно-методическое обеспечение образовательного процесса осуществляется в соответствии с ценностно-целевыми ориентирами образовательной деятельности, зафиксированными в ООПДО. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»: проект (авторский коллектив: Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева) – г. Москва, издательство Мозаика –Синтез, 2015 Парциальные программы и образовательные технологии: - Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. ─ М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013 г. Воспитание здорового ребенка. Маханева М.Д. – М.: Аркти, 1997 Здравствуй. Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. М.Л. Лазарев, – М.: Академия здоровья, 1997 26 Педагогические пособия: Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2014г. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя груп-за.-М.: Мозаика-Синтез, 2014г. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014г. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2014 г. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. Лободин В.Т., Федлоренко А.Д., Александрова Г.В. В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников. ─ М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г. Картушина М.Ю. праздники здоровья для детей 3-4 лет. Сценарии для ДОУ. ─ М.: ТЦ сфера, 2014 г Методическое обеспечение образовательной программы «Мы живем на Урале», представленной в части ООПДО, формируемой участниками образовательных отношений Подвижные игры народов Урала. - Екатеринбург: ИРРО. – 2009. Составители: Толстикова О.В., Васюкова С. В., Морозова О.И., Воронина С.Н., Худякова Т.А., Баталова Н. А., Крючкова Г.А., Крыжановская Л.А. Игры на асфальте. Методические рекомендации / Сост. Воронцова О., Воробьева Л. - Екатеринбург: ИРРО. – 2009. 27 3.3. Организованные формы двигательной активности № п/п Вид и форма двигательной активности Возрастные группы 2 млад. Средняя Старш. Подго т. 1 Утренняя гимнастика 50 мин 50 мин 50 мин 50 мин 2 Занятия по физкультуре 30 мин 40 мин 50 мин 60 мин 3 Перерывы между занятиями 50 мин 50 мин 60 мин 100 мин 4 Прогулка (подвижные игры) 140 мин 150 мин 140 мин 140 мин 5 Оздоровительная гимнастика после сна 75 мин 75 мин 75 мин 75 мин 6 Физкультурный досуг 20 мин 25 мин 40 мин 45 мин 7 Музыкальные занятия 30 мин 40 мин 50 мин 60 мин Итого в неделю 6 ч 50 мин 7 ч 20 мин 8 ч 10 мин 9 ч 20 мин 28 3.4. Модель двигательного режима детей 5-7 лет ДОУ № 40 «Черемушки» Старшая и подготовительная группы № п/п Вид занятия Особенности организации 1. Физкультурно-оздоровительные моменты Ежедневно в зале, длительность – 10 1.1 Утренняя гимнастика мин 1.2 Двигательная разминка во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз) Ежедневно в течение 7-10 мин 1.3 Физкультминутка Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, длительность – 3-5 мин. 1.4. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно 2 раза во время прогулки, (утром и вечером) длительность – 25-30 мин. 1.5 Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке Ежедневно во время вечерней прогулки, длительность 12-15 мин. 1.6 Пешие прогулки-походы 2-3 раза в месяц, во время, отведенное для физ. занятия, во время организованных воспитателем игр и упражнений, длительность 60-90 мин. 1.7 Оздоровительный бег 2 раза в неделю, во время утренней прогулки, подгруппами по 5-7 чел., длительность до 15 мин. 1.8 Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами 2-3 раза в неделю, по мере пробуждения детей 2. Организованная образовательная деятельность 2.1. По физической культуре 2 раза в неделю в зале, длительностью 25-30 мин, с учетом возраста детей 29 и 1 раз – в часы прогулки. 3. Самостоятельная деятельность 3.1 Самостоятельная Ежедневно, под руководством двигательная деятельность воспитателя на воздухе 4. Физкультурно-массовые мероприятия 4.1 Неделя здоровья 2-3 раза в год 4.2 Физкультурный досуг 1-2 раза в месяц совместно со сверстниками 1-2 групп, длительностью 25-30 мин 4.3 Физкультурно-спортивные праздники 1-2 раза в год, внутри детского сада, длительностью до 60 мин 4.4 Игры-соревнования между возрастными группами 1-2 раза в год на свежем воздухе или в зале, длительностью до 60 мин 5. Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи 5.1 Домашние задания Определяются воспитателем 5.2 Физкультурные занятия детей совместно с родителями в дошкольном учреждении По обоюдному желанию родителей, детей и воспитателей 5.3. Участие родителей в физкультурнооздоровительных, массовых мероприятиях детского сада Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, посещения открытых мероприятий 30 3.5. Деятельность сотрудников МБДОУ в осуществлении физкультурно- оздоровительной работы. Наименование должности Содержание деятельности Заведующий Создает необходимые условия для укрепления здоровья детей, для обеспечения их питанием. Обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических правил, противопожарных мероприятий и других условий по охране жизни и здоровья детей. Обеспечивает медико-педагогический контроль за проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий. Заместитель заведующей по АХЧ Старший воспитатель Отвечает за проведение ремонта. Проводит обучение и инструктаж по технике безопасности. Проводит обучение и инструктаж по правилам пожарной безопасности. Обеспечивает правильную работу вентиляционных установок. Регулирует тепловой и воздушный режим детского сада. Следит за состоянием оборудования, здания, помещений, территории во избежание травмоопасных ситуаций. Контролирует соблюдение правил противопожарной безопасности. Составляет расписание занятий с учетом возраста детей, план оздоровительной работы, двигательный режим в разных возрастных группах. Контролирует проведение физкультурнооздоровительных мероприятий в группах. Наблюдает за динамикой физического развития детей. Осуществляет контроль за режимом дня. Проводит диагностику совместно с воспитателями по физической культуре. Осуществляет подбор пособий и игрушек в соответствии с гигиеническими требованиями к ним с учетом возрастных особенностей детей. 31 Руководитель физического развития Музыкальный руководитель Воспитатели Проводит консультативную работу среди родителей и педагогов по вопросам физического развития и оздоровления детей. Организует и контролирует проведение всех физкультурно-оздоровительных мероприятий в группах. Осуществляет контроль за режимом дня. Наблюдает за динамикой физического развития детей. Проводит педагогический мониторинг результатов освоения образовательной программы по физическому развитию детей в дошкольных группах.. Проводит просветительскую работу среди сотрудников детского сада и родителей. Способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Проводит музыкальные игры и хороводы с детьми. Занимается развитием движений детей на музыкальных занятиях и в свободное от занятий время. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий, досугов, праздников. Проводят утреннюю, пальчиковую гимнастику, гимнастику после сна, физкультурные занятия, досуги, физкультминутки, подвижные игры, спортивные упражнения, индивидуальную работу по развитию движений, закаливающие мероприятия. Проводят утренний приём детей в группах Соблюдают режим дня. Следят за здоровьем детей и их эмоциональным состоянием, информируют об этом медицинскую сестру, заведующего, педагога-психолога. Следят за температурным режимом, искусственным освещением, одеждой детей. Проводят педагогический монитьринг развития двигательных навыков совместно с руководителем физического развития . На педагогических советах отчитываются о состоянии физического развития детей и проведении закаливающих мероприятий. Проводят просветительскую работу среди родителей и детей. 32 Младшие воспитатели Машинист по стирке белья Повар Организуют проветривание группы, спальни, приемной, туалета. Соблюдают санитарно-гигиенические требования при мытье посуды, уборке в групповых комнатах. Оказывает помощь воспитателю в закаливающих и оздоровительных мероприятиях Дворник Сторож Своевременно производит замену, стирку и выдачу постельного белья. Своевременно готовит пищу в соответствии с режимом детского сада. Проводит доброкачественную кулинарную обработку продуктов. Обеспечивает строгое соблюдение срока реализации и условий хранения продуктов. Содержит в чистоте участок детского сада и подходы к нему. Своевременно убирает снег и сосульки с крыши. Следит за состоянием ограждения территории детского сада. Следит за дежурным освещением. Отвечает за противопожарную безопасность охраняемого здания. 33 3.6. Система закаливающих мероприятий Содержание Возрастные группы Группы раннего возраста 1.1. Воздушнотемпературный режим: от +22 до + 23С Младшие Средние Старшие Подготовительн группы группы группы ые к школе группы от +20 до + 22С от +20 до + 22С от +18 от +18 до + 20С до + 20С Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей Одностороннее проветривание В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин). Сквозное проветривание (в отсутствии детей): В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин). Утром перед приходом детей Перед возвращением детей с дневной прогулки Во время дневного сна, вечерней прогулки 1.2. Воздушные ванны: Прием детей на воздухе Утренняя гимнастика Допускается снижение температуры на 1-2 С Критерием прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная на 2-3 С К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной. + 23 С + 22 С + 21 С + 20 С + 20 С В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении. - ежедневно в группе Физкультурные 2 раза в неделю в летний период до 0 С до -5 С до -5С В летний период на улице все группы. . в холодный период года. на улице старшие и подготовительные группы , младшие и средние группы в зале в облегченной одежде. 2 раза в неделю в физкультурное занятие в зале 34 занятия в группе при + 18 С. Форма спортивная. Одно занятие круглогодично на воздухе до - 10 С Прогулка Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям. В холодное время года: до -10 С до - 15 С до - 18 С до - 20 С, при скорости ветра не более 15 м\с при неблагоприятных погодных условиях время сокращается на 30-40 мин. Хождение босиком Ежедневно. В теплое время года при температуре воздуха от +20 С до + 22 С. В холодное время года в помещении при соблюдении нормативных температур. Дневной сон Обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды, температуры + 20С После дневного сна 1.3. Водные процедуры: Гигиенические процедуры + 20 С + 20 С + 20 С + 20 С В помещении температура на 1-2 градуса ниже нормы Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры Умывание, обтирание шеи, мытье рук до локтя водой комнатной температуры В летний период - мытье ног. 35 3.7. Циклограмма деятельности инструктора на 2016 – 2017 уч. год. День недели Вторник Четверг Пятница Время Деятельность 8.00-8.30 8.40-8.55 9.00-9.25 Утренняя гимнастика Занятие в младшей группе Занятие в старшей разновозрастной группе Наведение порядка на рабочем месте. 8.40-8.55 9.00-9.25 Занятие в младшей группе Занятие в старшей разновозрастной группе Наведение порядка на рабочем месте. 8.00-8.30 9-45-10.00 10.15-11.15 Утренняя гимнастика Занятие на улице в младшей группе Занятие на улице в старшей разновозрастной группе Наведение порядка на рабочем месте. 36 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)